МБОУ "Сибирячихинская СОШ"
с.Сибирячиха Солонешенского района Алтайского края</p>
  • Информационная безопасность

      Информационная безопасность образовательного учреждения представляет собой комплекс мер различного характера, направленных на реализацию двух основных целей. Первой целью является защита персональных данных и информационного пространства от несанкционированных вмешательств, хищения информации и изменения конфигурации системы со стороны третьих лиц. Вторая цель ИБ – защита учащихся от любых видов пропаганды, рекламы, запрещенной законом информации.
    Информационная безопасность в современной образовательной среде в соответствии с действующим законодательством предусматривает защиту сведений и данных, относящихся к следующим трем группам:
    •    персональные данные и сведения, которые имеют отношения к учащимся, преподавательскому составу, персоналу организации, оцифрованные архивные документы;
    •    обучающие программы, базы данных, библиотеки, другая структурированная информация, применяемая для обеспечения учебного процесса;
    •    защищенная законом интеллектуальная собственность.
    Действия злоумышленников могут привести к хищению указанных данных. Также при несанкционированном вмешательстве возможны внесения изменений и уничтожение хранилищ знаний, программных кодов, оцифрованных книг и пособий, используемых в образовательном процессе.
    В обязанности лиц, отвечающих за информационную безопасность, входит:
    •    обеспечение сохранности защищаемых данных;
    •    поддержание информации в состоянии постоянной доступности для авторизованных лиц;
    •    обеспечение конфиденциальности подлежащих защите сведений, предотвращение доступа к ним со стороны третьих лиц.

     

    Документы

    Документы не выбраны

    Детские безопасные сайты

      Детские безопасные сайты
      

    • https://персональныеданные.дети  (информационно-развлекательный портал для детей);
    • https://pd.rkn.gov.ru (портал  персональных данных Уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных, раздел  «Мультимедиа»  -  видеоматериалы для проведения  уроков по вопросам защиты персональных данных);
    • https://72.rkn.gov.ru/directions/pp/p25264/  (официальный  сайт Управления,  раздел  «Направления  деятельности/Персональные данные/Защита прав субъектов персональных данных»  -  буклеты, памятки о защите персональных данных).
    • https://kids.kaspersky.ru/ Сайт лаборатории Касперского. работает по принцпипу блога и СМИ одновременно: публикует новости, касающиеся безопасности детей в Сети, советы родителям, а также реальные истории, которые произошли с детьми и подростками в интернет-пространстве
    • http://detionline.com Линия помощи Дети онлайн. Проект помогает детям, а также их родителям и педагогам сориентироваться в интернет-пространстве и получить психологические и информационные консультации, советы и рекомендации. На сайте есть путеводитель по правилам безопасности в Сети с глоссарием, определяющим понятия кибербуллинг, груминг и интернет-зависимость.
    • Центр безопасности Google. Сборник теоретических знаний о детской безопасности в Сети. Содержит простые советы, а также инструкции, позволяющие настроить фильтрацию нежелательного контента для детей в магазине приложений Google Play, видеохостинге YouTube, поиске Google.
    • Проект "Сетевичок" http://сетевичок.рф - сайт, на котором можно узнать не только о безопасности в сети на понятном и доступном языке, но и при возникновении критической ситуации обратиться за советом. Консультанты в режиме online окажут экспертную помощь и помогут решить проблемы школьника в киберпространстве
    • Сайт для детей по вопросам защиты персональных данных http://персональныеданные.дети
    • http://www.saferunet.ru - Центр Безопасного Интернета в России. Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. А конкретнее – он занимаемся Интернет-угрозами и эффективным противодействием им в отношении пользователей. Центр был создан в 2008 году под названием «Национальный узел Интернет-безопасности в России».
    • http://www.friendlyrunet.ru - Фонд «Дружественный Рунет». Главной целью Фонда является содействие развитию сети Интернет как благоприятной среды, дружественной ко всем пользователям. Фонд поддерживает проекты, связанные с безопасным использованием интернета, содействует российским пользователям, общественным организациям, коммерческим компаниям и государственным ведомствам в противодействии обороту противоправного контента, а также в противодействии иным антиобщественным действиям в Сети. Фонд «Дружественный Рунет» реализует в России комплексную стратегию в области безопасного использования интернета. Основными проектами Фонда являются: Горячая линия по приему сообщений о противоправном контенте, специализированная линия помощи для детей «Дети онлайн» и просветительские проекты.
    • http://www.fid.su/projects/saferinternet/year/hotline/ - Линия помощи «Дети онлайн». Оказание психологической и практической помощи детям и подросткам, которые столкнулись с опасностью или негативной ситуацией во время пользования интернетом или мобильной связью. Линия помощи "Дети онлайн" является первым и единственным такого рода проектом в России и реализуется в рамках Года Безопасного Интернета в России.
    • Сайт WWW.I-DETI.ORG Безопасный Интернет для детей: законодательство, советы, мнения, международный опыт
    • "Основы безопасности детей и молодежи в Интернете" — интерактивный курс по Интерент-безопасности. http://laste.arvutikaitse.ee/rus/html/etusivu.htm

         

    Родителям

    Документы

    Документы не выбраны

    Педагогам

     Педагогам про информационную безопасность
    Когда речь заходит об информационной безопасности, обычно мы начинаем думать о компьютерах, сетях, интернете и хакерах. Но для образовательной среды проблема стоит шире: в ограждении учащегося от информации, которая может негативно повлиять на его формирование и  развитие, то есть о пропаганде различной направленности.
    Понятие информационной безопасности
    Под информационной безопасностью понимается защищенность информационной системы от случайного или преднамеренного вмешательства, наносящего ущерб владельцам или пользователям информации.
    На практике важнейшими являются три аспекта информационной безопасности:
    •    доступность (возможность за разумное время получить требуемую информационную услугу);
    •    целостность (актуальность и непротиворечивость информации, ее защищенность от разрушения и несанкционированного изменения);
    •    конфиденциальность (защита от несанкционированного прочтения).
    Нарушения доступности, целостности и конфиденциальности информации могут быть вызваны различными опасными воздействиями на информационные компьютерные системы.
    Основные угрозы информационной безопасности
    Современная информационная система представляет собой сложную систему, состоящую из большого числа компонентов различной степени автономности, которые связаны между собой и обмениваются данными. Практически каждый компонент может подвергнуться внешнему воздействию или выйти из строя. Компоненты автоматизированной информационной системы можно разбить на следующие группы:
    Аппаратные средства. Это компьютеры и их составные части (процессоры, мониторы, терминалы, периферийные устройства – принтеры, контроллеры, кабели, линии связи и т.д.);
    Программное обеспечение. Это приобретенные программы, исходные, объектные, загрузочные модули; операционные системы и системные программы (компиляторы, компоновщики и др.), утилиты, диагностические программы и т.д.;
    Данные, хранимые временно и постоянно, на дисках, флэшках, печатные, архивы, системные журналы и т.д.;
    Персонал. Пользователи, системные администраторы, программисты и др.
    Опасные воздействия на компьютерную информационную систему можно подразделить на случайные и преднамеренные. Анализ опыта проектирования, изготовления и эксплуатации информационных систем показывает, что информация подвергается различным случайным воздействиям на всех этапах цикла жизни системы. Причинами случайных воздействий при эксплуатации могут быть:
    •    аварийные ситуации из-за стихийных бедствий и отключений электропитания;
    •    отказы и сбои аппаратуры;
    •    ошибки в программном обеспечении;
    •    ошибки в работе персонала;
    •    помехи в линиях связи из-за воздействий внешней среды.
    Преднамеренные воздействия – это целенаправленные действия нарушителя. В качестве нарушителя могут выступать служащий, посетитель, конкурент, наемник. Действия нарушителя могут быть обусловлены разными мотивами:
    •    недовольством служащего своей карьерой;
    •    взяткой;
    •    любопытством;
    •    конкурентной борьбой;
    •    стремлением самоутвердиться любой ценой.
    Можно составить гипотетическую модель потенциального нарушителя:
    •    квалификация нарушителя на уровне разработчика данной системы;
    •    нарушителем может быть как постороннее лицо, так и законный пользователь системы;
    •    нарушителю известна информация о принципах работы системы;
    •    нарушитель выбирает наиболее слабое звено в защите.

     

    Методические и справочные материалы

      
    Методические рекомендации разработаны с целью обеспечения реализации образовательными организациями системы мероприятий, направленных на обучение учащихся правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактику интернет-зависимости, националистических проявлений в молодежной среде и устранение риска вовлечения подростков в противоправную деятельность. Рекомендации разработаны на основании письма Министерства образования и науки Мурманской области от 12.12.2014 №17-02/9115-ИК «О методическом обеспечении деятельности по противодействию экстремизму среди обучающихся и профилактике интернет-зависимости».
    Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).
    В Интернете, как и в реальной жизни, учащихся подстерегают опасности: доступность нежелательного контента в социальных сетях, обман и вымогательство денег, платные СМС на короткие номера, пропаганда насилия и экстремизма, игромания и интернет-зависимость, склонение к суициду и т. п.
    Интернет-зависимость — это навязчивое желание подключиться к Интернету и болезненная неспособность вовремя отключиться от Интернета. По данным различных исследований, интернет-зависимыми сегодня являются около 10 % пользователей во всём мире. В частности, некоторые учащиеся настолько увлекаются виртуальным пространством, что начинают предпочитать Интернет реальности, проводя за компьютером до 18 часов в день. Видами интернет-зависимости являются навязчивый веб-серфинг, пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам (большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыточность знакомых и друзей в сети), игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети.
    Задача педагогов в связи с имеющимися рисками состоит в том, чтобы указать на эти риски, предостеречь от необдуманных поступков, сформировать у учащихся навыки критического отношения к получаемой в Интернете информации, воспитать культуру безопасного использования Интернет. Также следует обратить внимание на гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером:
    •    школьникам среднего и старшего возраста можно проводить перед монитором до двух часов в день, устраивая 10-15-минутные перерывы каждые полчаса;
    •    ребенок младшего возраста может находиться за компьютером не более 15 минут в день, в условиях классно-урочной деятельности – не более одного урока, а при наличии противопоказаний офтальмолога – только 10 минут, не более 3 раз в неделю;
    •    лучше работать за компьютером в первой половине дня;
    •    комната должна быть хорошо освещена;
    •    при работе за компьютером следить за осанкой, мебель должна соответствовать росту;
    •    расстояние от глаз до монитора – 60 см;
    •    периодически делать зарядку для глаз.
    В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования в структуру основной образовательной программы основного общего образования включена программа воспитания и социализации учащихся, которая содержит такое направление, как формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. В рамках этой программы может осуществляться информационно-просветительская работа среди школьников, пропагандирующая важность владения навыками безопасной работы в сети Интернет.
     

      В образовательных организациях необходимо проводить занятия для учащихся по основам информационной безопасности («основы медиа- безопасности»); знакомить родителей с современными программно- техническими средствами (сетевыми фильтрами, программами «родительский контроль»), ограничивающими доступ детей и подростков к ресурсам сети Интернет, несовместимыми с задачами воспитания; проводить специальные мероприятия по вопросам информационной безопасности несовершеннолетних.
    В качестве возможного варианта предоставления учащимся соответствующих знаний может быть использована учебная программа
    «Интернет: возможности, компетенции, безопасность», разработанной специалистами факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, Федерального института развития образования и Фонда Развития Интернет, рекомендованная Министерством образования и науки РФ (http://detionline.com – главная страница, http://detionline.com/internet-project/abouthttp://detionline.com/assets/files/research/BookTheorye.pdf теория, http://detionline.com/assets/files/research/Book_Praktikum.pdf — практика)
    Содержание программы направлено на обучение учащихся полезному и безопасному использованию сети Интернет и социальных сетей, обучению критической оценке онлайн контента и навыкам сетевой коммуникации. Авторами программы разработано методическое пособие для преподавателей и практикумы для проведения уроков, а также запущен интернет-ресурс.
    «Разбираем Интернет» (www.razbiraeminternet.ru). На этом сайте в игровой форме представлены мультимедийные средства обучения для детей и подростков, надо рекомендовать обучающимся посещать этот сайт.
    Содержательная часть и объем учебного курса может определяться индивидуально, в зависимости от потребностей конкретной общеобразовательной организации и учащихся. Обучение навыкам безопасного и эффективного использования интернет-ресурсов возможно в рамках учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и в рамках программ факультативов, кружков, элективных курсов, а также индивидуальных учебных планов, реализуемых образовательными организациями. Материалы бесплатны и доступны для скачивания www.razbiraeminternet.ru/teacher.
    Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (г.Москва) разработан учебно- методический комплект «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет». УМК разработан с учетом потребностей образовательных организаций в области безопасной работы в Интернет и ориентирован на руководителей, методистов, педагогов, заинтересованных в повышении своей компетентности в области безопасного применения ИКТ. Методическое приложение к программе можно использовать при организации просветительской работы с родителями и учащимися. https://edu.tatar.ru/upload/images/files/children_health_and_care_in_it.pdf
    Рекомендации по безопасному использованию Интернета для несовершеннолетних и их родителей даны и на сайте Майкрософт.
    http://www.microsoft.com/ru-ru/security/family-safety/kids-social.aspx, http://www.microsoft.com/ru- ru/security/default.aspx.
    Вышеуказанные сетевые ресурсы могут быть использованы для проведения педсоветов в образовательных организациях по вопросам безопасности детей в сети Интернет.
    Рекомендуется провести анкетирование обучающихся и родителей по вопросам безопасного использования сети Интернет. Вопросы для анкетирования учащихся и родителей представлены на сайте «Детионлайн»
    http://detionline.com/internet-project/competence-research.
    В письме Министерства образования и науки РФ от 25.12.13 № НТ- 1338/08 об учебной программе «Интернет: возможности, компетенции, безопасность» предлагаются модели уроков по вышеуказанной теме, даются рекомендации для учёта возрастных особенностей учащихся.
    http://www.dagminobr.ru/documenty/informacionnie_pisma/pismo_3431018_ot_29_yanvarya_2014_g/print.
    При работе с младшими школьниками целесообразно использовать игровые методы, в том числе и Интернет — игру «Прогулка через Дикий Интернет Лес» (http://www.wildwebwoods.org/popup.php?lang=ru), посвященную вопросам обеспечения безопасности в Интернете.
    В основной школе учащиеся активно начинают использовать Интернет для разработки школьных проектов. Кроме того, они загружают музыку, пользуются электронной почтой, играют в онлайновые игры и так далее. Все более часто их любимым способом общения становится мгновенный обмен сообщениями. Для учащихся этого возраста желание выяснить, что они могут себе позволить делать без разрешения взрослых, является абсолютно нормальным. Педагогам для обеспечения интернет-безопасности учащихся 10-15 лет необходимо:
    •    познакомить учащихся с ответственным, достойным поведением в Интернете;
    •    рассказать об основных опасностях и правилах безопасного использования сети Интернет;
    •    убедить никогда не выдавать личную информацию, в том числе фамилию, имя, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии друзей или родственников, свои имена в программах мгновенного обмена сообщениями, возраст или дату рождения, по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернете;
    •    объяснить опасность личных встреч с друзьями по Интернету без присутствия взрослых;
    •    убедить сообщать вам, если что-либо или кто-либо в сети тревожит или угрожает им.
    •    ознакомь с правилами поведения на форумах и чатах, убедить их, что они не должны использовать сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
    Организуя работу с учащимися старших классов по безопасному использованию информации в Интернете, следует обратить внимание на неформальные молодежные объединения, которые возникают в образовательной организации. Сетевая безопасность подростков – трудная задача, поскольку об Интернете они знают зачастую больше, чем их родители. Тем не менее, участие взрослых тоже необходимо:
    •    Беседуйте с подростками об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются. Спрашивайте о людях, с которыми подростки общаются по мгновенному обмену сообщениями, и убедитесь, что эти люди им знакомы.
    •    Интересуйтесь, какими чатами и досками объявлений пользуются подростки, и с кем они общаются. Поощряйте использование модерируемых (контролируемых) чатов и настаивайте, чтобы они не общались с кем-то в приватном режиме.
    •    Настаивайте, чтобы подростки осторожно соглашались или не соглашались вовсе на личные встречи с друзьями из Интернета. Напоминайте, какие опасности это может за собой повлечь.
    •    Убедите подростков никогда не выдавать личную информацию по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернете. Напоминайте, чем это может обернуться.
    •    Помогите подросткам защититься от спама. Научите их не выдавать в Интернете своего электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма и использовать специальные почтовые фильтры.
    •    Обсудите с подростками азартные сетевые игры и связанный с ними риск.
    Результатами мероприятий по безопасному использованию Интернета могут стать как бумажные, так и электронные ресурсы, созданные учащимися: рисунки, сочинения (рассказы, сказки, стихи), буклеты, презентации. Интересной формой представления результатов могут стать театрализованные выступления и видеофильмы учащихся.
    Для учащихся старших классов при создании материалов по безопасности можно использовать сервисы Интернета для совместной деятельности. Работа команды учащихся в этом случае можем проводиться дистанционно. Одним из примеров является схема «Безопасность детей в Интернете». http://www.mindmeister.com/ru/12485180/
    Рекомендуем обратить внимание на создание условия для ознакомления с результатами творчества учащихся. Разработанные материалы можно размещать на сайте образовательной организации, в социальных сетях, блогах и сетевых сообществах.
    Для эффективной профилактики интернет-зависимости, профилактики националистических проявлений в молодежной среде и устранения риска вовлечения подростков в противоправную деятельность педагогам необходимо проводить разъяснительную и консультационную работу с родителями учащихся с целью объяснения правил, рисков предоставления детям средств связи с выходом в Интернет.
    Возможно проведение бесед о работе учащихся в сети Интернет на классных и общешкольных родительских собраниях или при индивидуальных встречах; информирование через школьный сайт на страничке для родителей. На таких страничках можно разместить рекомендации по профилактике компьютерной зависимости у детей, по обеспечению безопасности детей в Интернете.
     

      Эффективной мерой является установка на компьютер программного обеспечения с функциями «родительского контроля». Родителям можно порекомендовать установить на домашнем компьютере бесплатную программу «Интернет Цензор www.icensor.ru.
    Родителям могут быть даны следующие рекомендации по формированию у учащихся навыков безопасного поведения в сети Интернет:
    •    Научите детей советоваться с вами перед раскрытием информации через электронную почту, чаты, доски объявлений, регистрационные формы и личные профили.
    •    Научите детей не загружать программы, музыку или файлы без вашего разрешения.
    •    Позволяйте заходить на детские сайты только с хорошей репутацией и контролируемым общением.
    •    Беседуйте с детьми об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются так, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
    •    Приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в сети тревожит или угрожает им. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если рассказали вам. Похвалите их и побуждайте подойти еще раз, если случай повторится.
    Единство родительских и педагогических усилий поможет оптимально использовать «плюсы» и нейтрализовать «минусы» работы с ресурсами всемирной Сети.

     

    Интернет-ресурсы для педагогических работников

     •    http://www.fid.su/projects/deti-v-internete сайт Фонда Развития Интернет.
    •    http://content-filtering.ru/ сайт «Ваш личный интернет», советы, рекомендации для детей и родителей по безопасной работе в Интернет.
    •    http://www.ligainternet.ru/ Лиги безопасного Интернета.
    •    http://ppt4web.ru/informatika/bezopasnyjj-internet.html презентации о безопасном Интернете.
    •    http://www.microsoft.com/ru-ru/security/default.aspx сайт Центра безопасности Майкрософт.
    •    http://www.saferunet.org/children/ Центр безопасности Интернета в России.
    •    https://edu.tatar.ru/upload/images/files/909_029%20Orangepdf Безопасно и просто: родительский контроль. — Буклет
    •    Урок в 9–10 классах. Профилактика интернет-зависимости «Будущее начинается сегодня» http://festival.1september.ru/articles/612789/ Материал разработан для учащихся 9-11 классов, но может модифицироваться и для учащихся среднего звена школы.
    •    Материалы (буклет, презентация и текст) для бесед профилактике игровой и интернет-зависимости у детей и подростков на сайте Министерства образования и науки Республики Татарстан: http://mon.tatarstan.ru/prof_internet_zavisimosti.htm
    •    http://www.nachalka.com/node/950 Видео «Развлечение и безопасность в Интернете»
    •    http://i-deti.org/ портал «Безопасный инет для детей», ресурсы, рекомендации, комиксы
    •    http://сетевичок.рф/ сайт для детей — обучение и онлайн-консультирование по вопросам кибербезопасности сетевой безопасности
    •    http://www.igra-internet.ru/ — онлайн интернет-игра «Изучи Интернет – управляй им»
    •    http://www.safe-internet.ru/ — сайт Ростелеком «Безопасноть детей в Интернете, библиотека с материалами, памятками, рекомендациями по возрастам
     

    Методические и справочные материалы

    Материалы к урокам безопасного интернета

    Классный час на тему: «Информационная безопасность несовершеннолетних»
    Цель: научить подростков правильно пользоваться интернетом; познакомить детей с опасностями сети Интернет; дать рекомендации по безопасному использованию всемирного источника информации.
     
    Задачи:
    - выявить отношение подростков к интернету;
    - сформировать у подростков знания правильного поиска информации в интернете;
    - проинформировать подростков об отрицательных и положительных сторонах интернета;
    - развивать умения видеть положительные и негативные стороны в работе с компьютером,
    Ход мероприятия
    1.Организационный момент
    Учитель: Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для общения и саморазвития. Интернет - это не только кладезь возможностей, но и источник угроз. Сегодня количество пользователей российской сети Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них - дети, которые могут не знать об опасностях мировой паутины. Очень большое внимание при работе с интернетом необходимо уделять именно вопросам безопасности. И ответить на вопросы: «Какие опасности подстерегают нас в интернете?» и «Как их избежать?» нам поможет этот классный час.
    «Нам в интернете всё знакомо! Мы в интернете словно дома!»
    Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве. Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
    Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки. Закон устанавливает порядок прекращения распространения продукции средства массовой информации
    А сейчас предлагаю вам проверить готовность к интернету и выполнить простой тест.
    Тест на знание правил поведения в интернете:
    1) Новый друг, в чьих данных указан тот же возраст, что и у тебя, предлагает тебе обменяться фотографиями.
    A) Попрошу его фото, и потом отправлю своё.
    B) Посоветуюсь с родителями.
    2)В чате тебя обозвали очень грубыми словами.
    A) Скажу в ответ: «Сам дурак».
    B) Прекращу разговор с этим человеком.
    3)Знакомый предложил разослать телефон и адрес «плохой девочки», чтобы все знали о ней.
    A) Потребую доказательств, что она плохая.
    B) Сразу откажусь.
    4)Пришло сообщение с заголовком «От провайдера» – запрашивают твой логин и пароль для входа в Интернет.
    A) Вышлю только пароль: они сами должны знать логин.
    B) Отмечу письмо как Спам.
    Посчитай, сколько получилось ответов «А» и сколько «B».
    4 «А» - Тебе ещё многому надо научиться.
    3 «А» и 1 «В» - Внимательно прочитай памятку по безопасному поведению в интернете.
    2 «А» и 2 «В» - Неплохо, но ты защищён лишь наполовину.
    1 «А» и 3 «В» - Ты почти справился, но есть слабые места.
    4 «В» - Молодец! К интернету готов!
    Обсуждение вопроса: «Какие опасности подстерегают нас в интернете?
    - Угроза заражения вредоносным программным обеспечением;
    - Доступ к нежелательному содержимому;
    - Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты;
    - Неконтролируемые покупки;
    - Интернет-зависимость;
    - Интернет – преступники и их деятельность в сети.
    Учитель: Вот сколько опасностей подстерегает нас в интернете, давайте с вами подумаем и обсудим, что делать и как всего этого избежать.
    1. Спрашивай взрослых
    2. Установи фильтр
    3. Не спеши открывать файлы
    4. Не спеши отправлять SMS
    5. Осторожно с незнакомыми
    6. Будь дружелюбен
    7. Не рассказывай о себе
    Учитель: Интернет прочно вошел в жизнь практически каждого человека. Очень многие уже не представляют свою жизнь без этого достижения техники. Однако это достижение рождает множество проблем, которые требуют незамедлительного решения.
    «Интернет зависимость» – это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями.
    Некоторые признаки виртуальной зависимости:
    • Пристрастие к виртуальным знакомствам – избыточность знакомых и друзей в сети Интернет.
    • Навязчивая потребность в сети – игра в онлайновые азартные игры.
    • Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) – бесконечные путешествия по сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.
    Тест на интернет - зависимость
    Ответы на каждый вопрос даются по пятибалльной шкале:
    1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда.
    1. Как часто Вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем задумывали?
    2. Как часто Вы забрасываете свои домашние обязанности, чтобы провести больше времени в сети?
    3. Как часто Вы предпочитаете развлечения в интернете общению с друзьями?
    4. Как часто Вы строите новые отношения с друзьями по сети?
    5. Как часто Ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, что Вы проводите в сети?
    6. Как часто из-за времени, проведенном в сети страдает Ваше образование и/или работа?
    7. Как часто Вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
    8. Как часто страдает Ваша эффективность или продуктивность в работе из-за использования интернета?
    9. Как часто Вы сопротивляетесь разговору или скрываете, если Вас спрашивают о том, что Вы делали в сети?
    10. Как часто Вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями об интернете?
    11. Как часто Вы чувствуете приятное предвкушение от предстоящего выхода в сеть?
    12. Как часто Вы боитесь, что жизнь без интернета станет скучной, пустой и безынтересной?
    13. Как часто Вы раздражаетесь, кричите, если что-то отрывает Вас, когда Вы находитесь в сети?
    14. Как часто Вы теряете сон, когда поздно находитесь в сети?
    15. Как часто Вы чувствуете, что поглощены интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что Вы там?
    16. Как часто вы замечаете свои слова «еще пару минут…», когда находитесь в сети?
    17. Как часто Вы пытаетесь безуспешно урезать время пребывания в сети?
    18. Как часто Вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в сети?
    19. Как часто Вы предпочитаете находиться в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?
    20. Как часто Вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда Вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит Вам выйти в интернет?
    Теперь подсчитайте общую сумму баллов.
    При сумме баллов 50-79 стоит учитывать серьезное влияние интернета на вашу жизнь.
    При сумме баллов 80 и выше, у Вас с высокой долей вероятности интернет-зависимость и Вам необходима помощь специалиста.
    Рекомендации подросткам
    1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путем человек становится совершеннее.
    2. Определите свое место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр – только в мышеловке.
    3. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!
    4. Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.
    5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, – нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!
    6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.
    7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.
    8. Имейте собственные четкие взгляды, убеждения.
    9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.
    10. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».
    11. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.
    Учитель: Интернет - это прекрасное место для общения, обучения и отдыха. Но стоит понимать, что, как и наш реальный мир, всемирная паутина может быть и весьма опасна.
    Самостоятельная работа по группам: «Плюсы» и «минусы» Интернета
    Задание: ученикам предлагается самим подумать и перечислить положительные и отрицательные стороны Интернета. Например, в интернете можно найти: прогноз погоды, новости, чат, магазины и др.
    Заполняется таблица.
    Положительные моменты интернета:
    – развитие технического прогресса;
    – доступ к разнообразной информации;
    – доступность и легкость покупок.
    Отрицательные моменты интернета:
    – широкие знакомства – зависимость;
    – теряется навык реального общения;
    – портится язык (словарный запас);
    – меняются цели человека;
    – виртуальная реальность замещает действительную.
    Подведем итоги классного часа.
    Памятка по безопасному поведению в интернете
    Для того чтобы обезопасить себя, свою семью, своих родителей от опасностей интернета и причинения возможного ущерба, вы должен предпринимать следующие меры предосторожности при работе в интернете:
    • Никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыха или проведения досуга.
    • Используйте нейтральное экранное имя, не содержащее сексуальных намеков и не выдающее никаких личных сведений, в том числе и опосредованных: о школе, в которой вы учитесь, места, которые часто посещаете или планируете посетить, и пр.
    • Если вас что-то пугает в работе компьютера, немедленно выключите его. Расскажите об этом родителям или другим взрослым.
    • Всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в интернете, которые вызвали у вас смущение или тревогу.
    • Используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательных сообщений.
    • Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в интернете. О подобных предложениях немедленно расскажите родителям.
    • Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки. Расскажите об этом родителям.
    Классный час на тему: «Информационная безопасность несовершеннолетних»
    Цель: научить подростков правильно пользоваться интернетом; познакомить детей с опасностями сети Интернет; дать рекомендации по безопасному использованию всемирного источника информации.
     
    Задачи:
    - выявить отношение подростков к интернету;
    - сформировать у подростков знания правильного поиска информации в интернете;
    - проинформировать подростков об отрицательных и положительных сторонах интернета;
    - развивать умения видеть положительные и негативные стороны в работе с компьютером,
    Ход мероприятия
    1.Организационный момент
    Учитель: Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для общения и саморазвития. Интернет - это не только кладезь возможностей, но и источник угроз. Сегодня количество пользователей российской сети Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них - дети, которые могут не знать об опасностях мировой паутины. Очень большое внимание при работе с интернетом необходимо уделять именно вопросам безопасности. И ответить на вопросы: «Какие опасности подстерегают нас в интернете?» и «Как их избежать?» нам поможет этот классный час.
    «Нам в интернете всё знакомо! Мы в интернете словно дома!»
    Международные стандарты в области информационной безопасности детей нашли отражение и в российском законодательстве. Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ от 29 декабря 2010 года "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" устанавливает правила медиа-безопасности детей при обороте на территории России продукции СМИ, печатной, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей, программ для компьютеров и баз данных, а также информации, размещаемой в информационно-телекоммуникационных сетях и сетях подвижной радиотелефонной связи. Закон определяет информационную безопасность детей как состояние защищенности, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией (в том числе распространяемой в сети Интернет) вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
    Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 252-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", направленный на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки. Закон устанавливает порядок прекращения распространения продукции средства массовой информации
    А сейчас предлагаю вам проверить готовность к интернету и выполнить простой тест.
    Тест на знание правил поведения в интернете:
    1) Новый друг, в чьих данных указан тот же возраст, что и у тебя, предлагает тебе обменяться фотографиями.
    A) Попрошу его фото, и потом отправлю своё.
    B) Посоветуюсь с родителями.
    2)В чате тебя обозвали очень грубыми словами.
    A) Скажу в ответ: «Сам дурак».
    B) Прекращу разговор с этим человеком.
    3)Знакомый предложил разослать телефон и адрес «плохой девочки», чтобы все знали о ней.
    A) Потребую доказательств, что она плохая.
    B) Сразу откажусь.
    4)Пришло сообщение с заголовком «От провайдера» – запрашивают твой логин и пароль для входа в Интернет.
    A) Вышлю только пароль: они сами должны знать логин.
    B) Отмечу письмо как Спам.
    Посчитай, сколько получилось ответов «А» и сколько «B».
    4 «А» - Тебе ещё многому надо научиться.
    3 «А» и 1 «В» - Внимательно прочитай памятку по безопасному поведению в интернете.
    2 «А» и 2 «В» - Неплохо, но ты защищён лишь наполовину.
    1 «А» и 3 «В» - Ты почти справился, но есть слабые места.
    4 «В» - Молодец! К интернету готов!
    Обсуждение вопроса: «Какие опасности подстерегают нас в интернете?
    - Угроза заражения вредоносным программным обеспечением;
    - Доступ к нежелательному содержимому;
    - Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты;
    - Неконтролируемые покупки;
    - Интернет-зависимость;
    - Интернет – преступники и их деятельность в сети.
    Учитель: Вот сколько опасностей подстерегает нас в интернете, давайте с вами подумаем и обсудим, что делать и как всего этого избежать.
    1. Спрашивай взрослых
    2. Установи фильтр
    3. Не спеши открывать файлы
    4. Не спеши отправлять SMS
    5. Осторожно с незнакомыми
    6. Будь дружелюбен
    7. Не рассказывай о себе
    Учитель: Интернет прочно вошел в жизнь практически каждого человека. Очень многие уже не представляют свою жизнь без этого достижения техники. Однако это достижение рождает множество проблем, которые требуют незамедлительного решения.
    «Интернет зависимость» – это широкий термин, обозначающий большое количество проблем поведения и контроля над влечениями.
    Некоторые признаки виртуальной зависимости:
    • Пристрастие к виртуальным знакомствам – избыточность знакомых и друзей в сети Интернет.
    • Навязчивая потребность в сети – игра в онлайновые азартные игры.
    • Информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) – бесконечные путешествия по сети, поиск информации по базам данных и поисковым сайтам.
    Тест на интернет - зависимость
    Ответы на каждый вопрос даются по пятибалльной шкале:
    1 – очень редко, 2 – иногда, 3 – часто, 4 – очень часто, 5 – всегда.
    1. Как часто Вы обнаруживаете, что задержались в сети дольше, чем задумывали?
    2. Как часто Вы забрасываете свои домашние обязанности, чтобы провести больше времени в сети?
    3. Как часто Вы предпочитаете развлечения в интернете общению с друзьями?
    4. Как часто Вы строите новые отношения с друзьями по сети?
    5. Как часто Ваши знакомые жалуются по поводу количества времени, что Вы проводите в сети?
    6. Как часто из-за времени, проведенном в сети страдает Ваше образование и/или работа?
    7. Как часто Вы проверяете электронную почту, прежде чем заняться чем-то другим?
    8. Как часто страдает Ваша эффективность или продуктивность в работе из-за использования интернета?
    9. Как часто Вы сопротивляетесь разговору или скрываете, если Вас спрашивают о том, что Вы делали в сети?
    10. Как часто Вы отодвигаете на второй план неприятные мысли о своей жизни, заменяя их успокаивающими мыслями об интернете?
    11. Как часто Вы чувствуете приятное предвкушение от предстоящего выхода в сеть?
    12. Как часто Вы боитесь, что жизнь без интернета станет скучной, пустой и безынтересной?
    13. Как часто Вы раздражаетесь, кричите, если что-то отрывает Вас, когда Вы находитесь в сети?
    14. Как часто Вы теряете сон, когда поздно находитесь в сети?
    15. Как часто Вы чувствуете, что поглощены интернетом, когда не находитесь в сети, или воображаете, что Вы там?
    16. Как часто вы замечаете свои слова «еще пару минут…», когда находитесь в сети?
    17. Как часто Вы пытаетесь безуспешно урезать время пребывания в сети?
    18. Как часто Вы пытаетесь скрыть количество времени пребывания в сети?
    19. Как часто Вы предпочитаете находиться в сети вместо того, чтобы встретиться с людьми?
    20. Как часто Вы чувствуете подавленность, плохое настроение, нервничаете, когда Вы не в сети, что вскоре исчезает, стоит Вам выйти в интернет?
    Теперь подсчитайте общую сумму баллов.
    При сумме баллов 50-79 стоит учитывать серьезное влияние интернета на вашу жизнь.
    При сумме баллов 80 и выше, у Вас с высокой долей вероятности интернет-зависимость и Вам необходима помощь специалиста.
    Рекомендации подросткам
    1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путем человек становится совершеннее.
    2. Определите свое место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр – только в мышеловке.
    3. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!
    4. Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.
    5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, – нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!
    6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.
    7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.
    8. Имейте собственные четкие взгляды, убеждения.
    9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.
    10. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».
    11. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.
    Учитель: Интернет - это прекрасное место для общения, обучения и отдыха. Но стоит понимать, что, как и наш реальный мир, всемирная паутина может быть и весьма опасна.
    Самостоятельная работа по группам: «Плюсы» и «минусы» Интернета
    Задание: ученикам предлагается самим подумать и перечислить положительные и отрицательные стороны Интернета. Например, в интернете можно найти: прогноз погоды, новости, чат, магазины и др.
    Заполняется таблица.
    Положительные моменты интернета:
    – развитие технического прогресса;
    – доступ к разнообразной информации;
    – доступность и легкость покупок.
    Отрицательные моменты интернета:
    – широкие знакомства – зависимость;
    – теряется навык реального общения;
    – портится язык (словарный запас);
    – меняются цели человека;
    – виртуальная реальность замещает действительную.
    Подведем итоги классного часа.
    Памятка по безопасному поведению в интернете
    Для того чтобы обезопасить себя, свою семью, своих родителей от опасностей интернета и причинения возможного ущерба, вы должен предпринимать следующие меры предосторожности при работе в интернете:
    • Никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыха или проведения досуга.
    • Используйте нейтральное экранное имя, не содержащее сексуальных намеков и не выдающее никаких личных сведений, в том числе и опосредованных: о школе, в которой вы учитесь, места, которые часто посещаете или планируете посетить, и пр.
    • Если вас что-то пугает в работе компьютера, немедленно выключите его. Расскажите об этом родителям или другим взрослым.
    • Всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в интернете, которые вызвали у вас смущение или тревогу.
    • Используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательных сообщений.
    • Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в интернете. О подобных предложениях немедленно расскажите родителям.
    • Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки. Расскажите об этом родителям.
     

    Дополнительные методические материалы

    Родительское собрание в 7  классе на тему "Безопасность детей в сети Интернет"
     XXI век на дворе:  Интернет вошел в каждый дом.
    Сеть информирует, учит, продвигает, рекламирует, продает, покупает, следит, контролирует, консолидирует, словом, живет, как настоящее живое общество.
    Мы, наши дети, и даже их бабушки и дедушки активно пользуемся всеми возможностями Интернета: участвуем в социальных сетях, смотрим фильмы, клипы, слушаем музыку, играем, пишем в  блоги; сеть предлагает все больше и больше возможностей.
    Среда Интернета может оказаться небезопасной для ребенка: контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты, доступ к нежелательному содержимому, угроза заражения вредоносным ПО, другие опасности.
    Родители должны быть информированы  не только о возможной опасности для ребенка, но и способах обеспечения его безопасности в сети Интернет.
    Цель: просвещение родителей по теме “Безопасность детей  в сети Интернет”.
    Подготовительные мероприятия:
    - анкетирование учащихся по теме собрания;
    - подготовка буклета для родителей по теме собрания.
     Ход родительского собрания
    I. Мотивация к деятельности. Тренинг.
    Родители рассаживаются по кругу лицом друг к другу, передавая из рук в руки приятный на ощупь мягкий мячик, высказывают свою точку зрения и аргументы по предлагаемому вопросу. Первый вопрос – мячик передают по часовой стрелке, второй вопрос - мячик передают против часовой стрелки и т.д.
    Вопросы.
    Чем является компьютер в вашей семье? Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, связанных с положительными и отрицательными эмоциями по поводу использования компьютера.
    Что сделаем, чтобы не повторять ежедневно: “Ты опять весь день просидел (а) за компьютером”?
    Какую пользу извлекает Ваш ребенок при использовании сети Интернет?
    Какие опасности ждут Вашего ребенка в сети Интернет?
    II. Анализ, обсуждение ситуаций и разработка рекомендаций.
    Еще недавно компьютеры были скорее роскошью, но уже сейчас являются чуть ли не “предметом первой необходимости”.
    Результаты анкетирования детей класса показали, что:
    75 % детей имеют дома компьютер
    В среднем ежедневно дети проводят за ним по 4 часа в день
    Из видов деятельности, преобладающих в общении с компьютером, дети на первое место поставили – компьютерные игры. 80% из них каждый день играют в компьютерные игры, причем 51% может начать играть, даже не пообедав.
    На втором месте – общение в Сети. 70% пользуются Интернетом – из них 100% общаются в социальных сетях, 63% - играют в сетевые онлайн игры.
    Далее дети выбирают прослушивание музыки, рисование, печать документов соответственно 46%, 135 и 1%
     38% -при определении рейтинга использования свободного времени на I место поставили компьютер, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе, общение с семьёй.
    Сегодня мы с вами остановимся на особенно важной проблеме современных школьников – зависимости от сети Интернет.
    Зависимость в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в приеме привычного вещества, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными симптомами. Рост толерантности означает привыкание ко всё большим и большим дозам.
    Интернет-зависимость – это навязчивая потребность в использовании Интернета.
    Существует 5 типов Интернет-зависимости:
    бесконечный веб-серфинг — постоянные «путешествия» по Интернету с целью поиска информации.
    пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, характеризуется большими объёмами переписки, постоянным участием в чатах, форумах, избыточностью знакомых и друзей из Интернета.
    игровая зависимость — навязчивое увлечение сетевыми играми.
    навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах.
    киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к посещению порносайтов.
    Интернет-зависимость характеризуется сильным желанием ребенка быть в сети, что приводит к нежеланию проводить время с семьей и друзьями, спать, посещать и делать уроки. Ребенок может перестать следить за своим внешним видом, начинает болезненно реагировать на просьбы отвлечься от компьютера, терять контроль за своим временем, лгать, причем уход от реальности может усиливаться день ото дня.
    Родители должны уметь распознать признаки надвигающейся зависимости, прежде чем она станет реальной проблемой. Но это легче сказать, чем сделать.
    Зависимость от Интернета все чаще называют чумой XXI века. В отличие от сигарет или наркотиков запретить Интернет нельзя – глобальная Сеть прочно вошла в нашу жизнь. Интернет – необходимый инструмент, которым ребенку в новом тысячелетии предстоит пользоваться постоянно.
     Подростковый возраст — время быстрых изменений в жизни. Хотя дети все еще сильно зависят от своих родителей, они уже хотят некоторой свободы. Ребята начинают интересоваться окружающим миром, и отношения с друзьями становятся для них по-настоящему важными.
    Дети этого возраста используют Интернет для разработки школьных проектов. Кроме того, они загружают музыку, пользуются электронной почтой, играют в онлайновые игры и заходят на фанатские сайты своих кумиров. Их любимый способ общения — мгновенный обмен сообщениями.
    Данные, показывают, что дети начинают пользоваться Интернетом в самом раннем возрасте, и роль, которую Глобальная сеть играет в жизнях подростков, значительна.
    Дети опережают взрослых по количеству времени, которое они проводят в Интернете. В возрасте между 8 и 13 годами дети составляют половину общего числа пользователей Интернета
    Более 90% подростков 8-16 лет сталкивались с порнографией в сети
    44 % детей, регулярно использующих Интернет, хоть один раз подвергались сексуальным домогательствам при виртуальном общении, 11 % подверглись этому несколько раз.
    14.5 % детей назначали встречи с незнакомцами через Интернет. 10 % из них ходили на встречи в одиночку, а 7 % никому не сообщили, что с кем-то встречаются.
    38% детей просматривают страницы о насилии
    16% детей просматривают страницы с расистским содержимым
    Согласно исследованию, проведенному в 2006 году в Польше, почти 1/3 родителей (28,4%) не осознает опасностей, с которыми могут встретиться их дети в Интернете
    Сегодня мы с вами вместе попробуем разобраться в том, какие опасности ждут ребенка в сети и как его от них оградить.
    Основные угрозы для детей в сети Интернет
    1. Системы мгновенного обмена сообщениями
    Системы обмена мгновенными сообщениями (например, MSN Messenger, Yahoo! Messsenger, Google Talk, ICQ…) стали широко используемым каналом общения для молодых людей. Это не могло остаться незамеченным со стороны кибер-преступников, которые быстро сделали его основным каналом для своей деятельности.
    Одна из самых опасных угроз заключается в том, что преступники, используя данные программы, обманывают детей и подростков и представляются им другим человеком, чем они есть на самом деле.
    В этих программах пользователи авторизуются с использованием адреса электронной почты и пароля. Например, если кто-то узнает данные другого пользователя и подключится к программе от его лица, то остальные люди, с которыми этот пользователь общается, будут думать, что они общаются именно с данным пользователем, хотя это не так. Если Выобмениваетесь информацией или файлами с этим псевдо-пользователем, то преступник сможет легко ими завладеть. Именно по этой причине очень важно не распространять любую конфиденциальную информацию (персональные данные, фактический адрес проживания, банковские реквизиты и пр.) через подобные небезопасные каналы связи, как системы обмена мгновенными сообщениями.
    Другая опасность состоит еще в том, что к подобным преступлениям часто прибегают педофилы. Их задача – собрать сведения о детях и подростках, а затем договориться с ними о реальной встрече или заставить их пойти на встречу. Педофилы зачастую представляются другими молодыми людьми, профессиональными фотографами или т.п.
    Образование – это самый лучший способ защитить детей от подобного рода угроз. Посоветуйте им не общаться с незнакомцами, причем не только в онлайне, но и в обычном мире. Дети должны обладать достаточной уверенностью, чтобы быть способными открыто обсуждать с родителями или учителями свои проблемы.
    Другой потенциальный риск в обмене мгновенными сообщениями – это инфицирование вирусами и вредоносными кодами. Почти 60% червей (вредоносные коды, которые распространяют сами себя), обнаруженных антивирусной лабораторией PandaLabs на протяжении первого полугодия, были созданы для распространения через системы обмена мгновенными сообщениями. Некоторые из них созданы для кражи паролей к онлайн-банкам. В этом случае в большей степени рискуют сами родители, потому что будут украдены их банковские данные, и, следовательно, могут пропасть их деньги.
    Существуют простые способы, которые могут быть полезны для предотвращения случаев проникновения вредоносных кодов на компьютеры через системы обмена мгновенными сообщениями: не открывайте файлы и не нажимайте на ссылки, которые Вы получили через эти системы. По крайней мере, не делайте этого, пока точно не убедитесь, что человек, который их Вам прислал, является именно тем, кем он себя называет.
    2. Электронная почта
    Электронная почта – это другой источник опасности для молодых ребят. В этом случае также существует несколько угроз:
    Во-первых, это спам. Очень часто данный тип нежелательной почты используется для рекламы различных предложений: от казино до лекарств. Дети более подвержены доверять сообщениям, которые представлены в данных письмах, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Они могут получить доступ к онлайн-казино и проиграть большую сумму денег, или они могут купить лекарства или даже наркотики с большим риском для своего здоровья.
    Далее, существуют ложные предложения работы. Это не представляет серьезную опасность для детей, но может являться таковой для подростков. Обычно эти сообщения содержат фантастические условия работы. Они обещают большие зарплаты без каких-либо усилий. Все, что в таких случаях необходимо, - это номер банковского счета, куда будут перечисляться деньги, а затем, в обмен на комиссию, получателя попросят перевести эти средства на другой банковский счет. Это выглядит слишком хорошо, чтобы быть правдой, и любой здравомыслящий взрослый человек насторожиться от такого предложения. Однако молодые люди ищут легких денег. В результате этого они непроизвольно становятся соучастником преступления, т.к. целью подобных финансовых переводов является «отмывание» преступных денег.
    Другой риск связан с вирусами и вредоносными программами, которые могут попасть на компьютер. Как правило, они распространяются через сообщения в электронной почте, которые имеют определенную тематику (реклама новых фильмов, эротические фотографии, скачивание игр и т.д.) и предлагают пользователям нажать на ссылку или скачать файл, являющиеся причиной инфекции. Данная техника известна как «социальная инженерия». Многие взрослые люди становятся жертвами данной техники, что уж говорить про детей, которые очень легко могут стать жертвами.
    Лучший способ защитить детей и подростков от этих угроз – это научить их быть бдительными по отношению к письмам из неизвестных источников. Они должны знать, что большинство из написанного в этих письмах является ложью, и что они никогда не
    должны открывать файлы или нажимать на ссылки в письмах подобного рода.
    3. Программы обмена файлами
    Обмен файлами в P2P-сетях является еще одним из основных источников распространения инфекций. Большинство вредоносных кодов (преимущественно, черви) копируются в папки с этими программами под заманчивыми именами (названия фильмов, программ и т.д.) для того, чтобы привлечь внимание других пользователей, которые захотят скачать эти файлы и запустить их на своих компьютерах.
    По сути дела, это еще один вариант социальной инженерии: названия файлов могут быть умышленно созданы таким образом, чтобы привлечь именно детей и подростков, которые по незнанию скачают вредоносные программы на свои компьютеры.
    Именно по этой причине детям следует знать, какие файлы они могут скачивать, а какие скачивать нельзя. Более того, очень хорошая идея –  это проверять каждый скаченный файл с помощью решения безопасности до момента их первого открытия / запуска.
    Если при запуске файла возникает ошибка или открывается диалоговое окно с вопросом о лицензии или предложением скачать дополнительный кодек, то подобные действия должны сразу же Вас заставить быть бдительным, потому что, скорее всего, данный файл содержит в себе вирусы или другое вредоносное программное обеспечение.
    4. Социальные сети и блоги
    Сайты социальных сетей (например, Facebook, MySpace, одноклассники, Вконтакте) широко используются для распространения фотографий и видео, общения с людьми и пр., так же как и блоги. В обоих случаях необходимо создавать персональный профиль для того, чтобы получить к ним доступ. Эти профили, зачастую, содержат такую конфиденциальную информацию как имя, возраст и т.д.
    Детям следует постоянно напоминать, что необязательно предоставлять эту информацию, а достаточно только указать адрес электронной почты и имя, которое может быть псевдонимом. Нельзя распространять такую информацию, как возраст, адрес проживания, а также свои фотографии и видео.
    Многие подростки используют блоги в качестве своих персональных дневников. Как правило, такие онлайн-журналы содержат значительно  более широкую информацию, чем следовало бы публиковать. Крайне важно предотвратить публикацию любых данных, которые могли бы идентифицировать пользователя как ребенка или подростка, а также содержать информацию о месте проживания, учебы и другую персональную конфиденциальную информацию.
    Аналогично, в некоторых социальных сетях, например в MySpace, есть возможность обмениваться файлами с другими пользователями. Необходимо отдельно обратить внимание ребенка на то, какими файлами он может обмениваться с другими пользователями и кому он может разрешить просматривать эту информацию. Совсем не сложно, например, разместить свои фотографии, но защитить их паролем, который будет доступен только своим друзьям и семье.
    Родителям следует знать об этих новых сервисах, а также о том, как они работают и какие риски они представляют для пользователей. Родители также должны быть способны проинструктировать своих детей о том, как использовать эти сервисы правильно и безопасно.
    5. Мобильные телефоны с выходом в Интернет
    Стремительное распространение сотовых телефонов во всем мире сделало их одним из основных направлений для проведения кибер-атак за последние несколько лет. Исследование показало, что такие технологии как Bluetooth (позволяет обмениваться файлами между устройствами по беспроводному каналу) и высокоскоростной доступ в Интернет сделали сотовые телефоны очень уязвимыми для атак.
    В настоящее время сотовые телефоны широко используются детьми и подростками. Соответственно, они сталкиваются с точно такими же рисками, как и при использовании ПК, подключенного к Интернету.
    Во-первых, сейчас широко распространены системы обмена мгновенными сообщениями для сотовых телефонов. Дети могут войти в чаты в любой момент, при этом не важно, где они находятся физически, и столкнуться с теми рисками, о которых мы подробно говорили выше: кража персональных данных, педофилы, распространение вирусов и вредоносных программ и т.д.
    Спам также начинает одолевать сотовые телефоны. За последние  несколько лет SMS-сообщения с рекламой всех типов продуктов и сервисов наводнили сотовые телефоны во всем мире. Большая часть подобной рекламы – это реклама порнографии. Это означает, что дети могут столкнуться с подобной информацией не только при выходе в Интернет со своего компьютера, но и при использовании собственного мобильного телефона.
    В результате, родители также должны контролировать то, как дети пользуются своими сотовыми телефонами. Поэтому мы рекомендуем родителям покупать своим детям сотовые телефоны без встроенных функций, которые могли бы подвергать их такому риску (подключение к Интернету, SMS, наличие Bluetooth и т.д.), а подросткам необходимо объяснять, как следует безопасно использовать свой сотовый телефон. Постоянно напоминайте им, чтобы они не отвечали на сообщения из подозрительных и неизвестных источников и не соглашались на встречу с незнакомцами.
    Итак. вот несколько рекомендаций общих психологов для профилактики Интернет-зависимости у детей:
    Ограничьте количество времени, которое дети могут проводить в Интернете. Убедитесь, что ребенок пользуется Сетью во время, отведенное домашнему заданию, для учебы, а не для развлечений. Вместе с ребенком составьте подробный план с указанием, на что тратится время, проводимое за компьютером. Это поможет сократить время на бездумное обновление странички одноклассников в ожидании нового сообщения, чтение новостей ради самого процесса чтения и т.д.
    Не ставьте компьютер в комнате ребенка. Установите компьютер в гостиной или в своей комнате – там, где вы сможете легко контролировать то, что ваш ребенок делает в Интернете. С помощью современных мобильных телефонов можно подключиться к Сети для общения, игр и просмотра сайтов. Неважно, с помощью какого устройства ребенок будет уходить в виртуальный мир. Важно не допустить, чтобы виртуальная реальность не стала для него домом.
    Выясните, что ваш ребенок любит делать в Интернете. Некоторые онлайн-игры, в которых действие происходит в фантастических мирах с тысячами игроков по всему миру, например, World of Warcraft, действительно увлекают. Известны случаи, когда взрослые люди достигали крайней степени истощения, не в силах оторваться от любимой игры, не говоря уже о таких «мелочах», как разводы, потеря работы и т.д. Кроме того, во многих играх, чтобы добиться успеха, нужно не только проводить в игре много часов в день, необходимо также вкладывать в своего персонажа реальные деньги, обменивая их на игровую валюту. Не получив денег на игру от родителей, ребенок может пойти на обман или воровство.
    Не подавайте детям плохой пример. Не проводите слишком много времени у компьютера, не берите с собой за город ноутбук или планшет. Активный отдых всей семьей поможет ребенку переключиться на реальную жизнь. Займите ребенка другими вещами, настольными или спортивными играми. Найдите ему занятие по душе. Тогда Интернет станет подспорьем в учебе, вспомогательным средством поиска информации и общения, а не способом ухода от реальности и бегства от проблем.
    Советы по безопасности, или Как Вы можете защитить своих детей
    Создайте список домашних правил Интернета при участии детей.
    Используйте программы по защите детей в сети.
    Существует ряд программ, позволяющих защитить собственного ребенка от посещения, нежелательных сайтов.
    Программа «Интернет-Цензор» – Интернет—фильтр, предназначенный для блокировки потенциально опасных для здоровья и психики подростка сайтов.
    Хотите оградить ребенка от опасных и вредных сайтов? Используйте бесплатное программное обеспечение «Интернет Цензор» - это быстро и очень просто!
    Лучшее решение для защиты ребенка в Интернете! В основе работы Интернет Цензора лежит технология "белых списков", гарантирующая 100% защиту от опасных и нежелательных материалов. Программа содержит уникальные вручную проверенные "белые списки", включающие все безопасные сайты Рунета и основные иностранные ресурсы. Программа надежно защищена от взлома и обхода фильтрации.
    Более подробную информацию о программе, возможность бесплатно скачать программу  вы можете на странице http://www.icensor.ru/soft/
    Родителям демонстрируется работа с данной программой, показывается, как можно добавить сайт в «белый» или «черный» список.
    Беседуйте с детьми об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются так, как если бы вы говорили о чем-то другом.
    Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с друзьями по Интернету.
    Позволяйте детям заходить на детские сайты только с хорошей репутацией.
    Научите детей никогда не выдавать личную информацию по электронной почте, в чатах, системах мгновенного обмена сообщениями, регистрационных формах, личных профилях и при регистрации на конкурсы в Интернете.
    Научите детей не загружать программы без вашего разрешения — они могут ненарочно загрузить вирус или шпионскую программу.
    Чтобы ребенок не мог заниматься чем-то посторонним без вашего ведома,  создайте для него учетную запись с ограниченными правами.
    Приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в Сети тревожит их или угрожает. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если рассказали вам об этом. Похвалите их и побуждайте подойти еще раз, если случай повторится.
    Расскажите детям о порнографии в Интернете и направьте их на хорошие сайты о здоровье и половой жизни.
    Настаивайте на том, чтобы дети предоставили вам доступ к своей электронной почте, чтобы вы могли убедиться, что они не общаются с незнакомцами.
    Расскажите детям об ответственном поведении в Интернете. Ребята ни в коем случае не должны использовать Сеть для хулиганства, сплетен или угроз другим.
    Если вы обеспокоены безопасностью ребенка при его работе в Интернете или при использовании мобильной связи;
    Если ребенок подвергся опасности или стал жертвой сетевых преследователей и мошенников;
    Обратитесь на линию помощи «Дети онлайн». Эксперты помогут решить проблему, а  также проконсультируют по вопросу безопасного использования детьми мобильной связи и Интернет;
    Позвоните по телефону 8−800−25−000−15 (звонок по России бесплатный, прием звонков осуществляется по рабочим дням с 9−00 до 18−00 мск).
    Или направьте Ваше письмо по адресу: helpline@detionline.com
    Подробнее о Линии помощи вы можете узнать на сайте http://detionline.com
    И последний мой совет Вам – будьте внимательны к своим детям!
    III. Рефлексия.
    Предлагается обвести свою ладошку и на каждом пальце написать следующее:
    Большой палец – над эти я еще хотел (а) бы поработать
    Указательный палец – здесь мне были даны конкретные указания
    Средний палец – мне совсем не понравилось
    Безымянный палец – психологическая атмосфера
    Мизинец – мне здесь не хватило
    Благодарю за внимание!
    Список использованных ресурсов:
    Азбука безопасности. В Интернете http://azbez.com/safety/internet
    Акции детского портала Tvidi.Ru."Правила безопасности в сети Интернет" http://www.fid.su/projects/saferinternet/year/actions/tvidi/
    Анкета «Интернет и пятиклассники».  http://ludmilakarnazhitska.blogspot.com/2010/11/blog-post_21.html
    Безопасность детей в Интернете http://www.obzh.info/novosti/novoe/bezopasnost-detei-v-internete.html
    Копилочка активных методов обучения http://www.moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/
    Материалы сайта «Интернешка» http://interneshka.net/
      
     

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике